How to legally mine bitcoins in Russia. detailed instructions

How to legally mine bitcoins in Russia. detailed instructions

The mining of cryptocurrency is not spelled out in the legislation. However, there is a way to work within the legal framework

In the second quarter of 2021, Russia ranked third in the world in bitcoin mining, according to the University of Cambridge. The country's share reached 11%. This happened due to the fact that the share of China, which until recently was the largest mining center, fell from 46% to zero in four months.

At the same time, in Russia, activities for the extraction of cryptocurrency are not legally regulated. In June, the head of the State Duma Committee on the Financial Market, Anatoly Aksakov, said that in the country "they forget about mining, this business is leaving." However, in mid-October, the governor of the Irkutsk region, Igor Kobzev, complained about a significant increase in energy consumption due to underground miners, proposed to recognize the mining of cryptocurrency as a type of business and introduce increased electricity tariffs for miners. As a result, the Ministry of Energy supported the idea of ​​special electricity tariffs for miners. Now the authorities are "working on the issue of electricity."

Mining in Russia today is regulated by general rules on entrepreneurship and taxation, noted Efim Kazantsev, a member of the Commission on the Legal Support of the Digital Economy of the Moscow Branch of the Russian Lawyers Association. According to him, there is no special regulation in the mining industry, and from the point of view of the state, mining is not much different from any other activity where a person buys a machine for himself, does something on it and sells the results.

How miners work now

Bitcluster co-founder Sergey Arestov told how Russian mining companies work:

The company buys computing equipment (ASIC), then leases the computing power, for example, to a foreign organization that is registered on a crypto exchange. Electricity and maintenance costs are deducted from the income received, leaving the profit with which you need to pay taxes.

“The situation will be simplified when the registration of Russian LLCs is allowed on crypto exchanges. As far as I know, large exchanges already have pilot projects, ”Arestov said. He added that computing power exchanges may appear soon.

How to register mining from a legal point of view

There is no legal definition of mining in Russia. At the same time, the tax authorities may consider that mining has signs of entrepreneurial activity within the meaning of Art. 2 of the Civil Code of the Russian Federation (an independent activity carried out at its own risk aimed at systematically making a profit from the use of property, the sale of goods, the performance of work or the provision of services), explained Dmitry Kirillov, a lawyer and teacher at the Moscow Digital School.

For this reason, a person who is going to constantly engage in mining should register in advance as an individual entrepreneur or establish a legal entity, the expert noted. When registering, you must select the type of activity, the most suitable OKVED codes for mining are 63.11 "Activities for data processing, provision of services for the placement of information and related activities" and 63.11.1 "Activities for the creation and use of databases and information resources".

How to pay taxes

If the estimated income from mining does not exceed 150 million rubles per year, you can use a simplified taxation system with a tax rate of 6% on income. This will remove most of the tax burden and eliminate the need to justify the costs of these activities, as with the 15% rate of income minus expenses (although expenses will still have to be recorded). In all cases, an annual tax return will be required, Kirillov warned.

If a miner expects that his entire annual income, including mining income, will not exceed 2,4 million rubles, and he does not plan to hire workers, he can register not as an individual entrepreneur, but as a self-employed person. This regime allows the application of reduced rates of tax on professional income (6% or 4% of income) and not filing a tax return, fixing income online through a special application of the Federal Tax Service.

When conducting mining, you will have to take into account the restriction established by Art. 14 of the law on digital financial assets - Russian residents are not entitled to accept cryptocurrency as a counter-provision for goods, works or services. Responsibility for violating the ban has not yet been established, but miners should think about the correct documentation of activities right now.

Как легально майнить биткоины в России. Подробная инструкция

Как легально майнить биткоины в России. Подробная инструкция

Добыча криптовалюты не прописана в законодательстве. Однако существует способ работать в рамках правового поля

Во втором квартале 2021 года Россия вышла на третье место в мире по майнингу биткоина, по данным Кембриджского университета. Доля страны достигла 11%. Это произошло за счет того, что доля Китая, который до недавнего времени был крупнейшим майнинговым центром, за четыре месяца упала с 46% до нуля.

При этом в России законодательно не регулируется деятельность по добыче криптовалюты. В июне глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков говорил, что в стране «про майнинг забывают, этот бизнес уходит». Однако в середине октября губернатор Иркутской области Игорь Кобзев пожаловался на существенный рост энергопотребления из-за подпольных майнеров, предложил признать добычу криптовалюты видом предпринимательства и ввести повышенные тарифы на электроэнергию для майнеров. В результате Минэнерго поддержало идею особых тарифов на электричество для майнеров. Сейчас власти «прорабатывают вопрос в части электроэнергетики».

Майнинг на сегодняшний день в России регулируется общими нормами о предпринимательской деятельности и налогообложении, отметил член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев. По его словам, специального регулирования нет индустрии майнинга нет, а с точки зрения государства майнинг мало чем отличается от любой другой деятельности, где человек покупает себе какой-то станок, что-то на нем делает и продает результаты.

Как сейчас работают майнеры

Сооснователь Bitcluster Сергей Арестов рассказал, как работают российские майнинг-компании:

Компания покупает вычислительное оборудование (ASIC), далее сдает вычислительные мощности в аренду, например, иностранной организации, которая зарегистрирована на криптобирже. Из полученного дохода вычитаются расходы на электроэнергию и обслуживание, остается прибыль, с которой необходимо заплатить налоги.

«Ситуация упростится, когда на криптобиржах разрешат регистрацию российских ООО. Насколько мне известно, пилотные проекты уже есть у крупных бирж», — отметил Арестов. Он добавил, что в скором времени могут появиться биржи вычислительных мощностей.

Как регистрировать майнинг с юридической точки зрения

Законодательное определение майнинга в России отсутствует. В то же время налоговые органы могут посчитать, что майнинг обладает признаками предпринимательской деятельности по смыслу ст. 2 Гражданского кодекса РФ (самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг), объяснил адвокат, преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов.

По этой причине человеку, который собирается постоянно заниматься майнингом, стоит заранее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или учредить юридическое лицо, отметил эксперт. При регистрации необходимо выбрать вид деятельности, наиболее подходящими для майнинга кодами ОКВЭД являются 63.11 «Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность» и 63.11.1 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов».

Как платить налоги

Если предполагаемый доход от майнинга не превысит 150 миллионов рублей в год, можно использовать упрощенную систему налогообложения со ставкой налога 6% от дохода. Это снимет большую часть налогового бремени и устранит необходимость обосновывать расходы на эту деятельность, как при применении ставки 15% от доходов за вычетом расходов (хотя учет расходов вести все же придется). Во всех случаях потребуется ежегодная подача налоговой декларации, предупредил Кириллов.

Если майнер ожидает, что весь его годовой доход, включая доход от майнинга, не превысит 2,4 млн. руб., и он не планирует нанимать работников, он может зарегистрироваться не в качестве индивидуального предпринимателя, а как самозанятое лицо. Такой режим позволяет применять пониженные ставки налога на профессиональный доход (6% или 4% от дохода) и не подавать налоговую декларацию, фиксируя доход онлайн через специальное приложение Федеральной налоговой службы.

При ведении майнинга придется учитывать ограничение, установленное ст. 14 закона о цифровых финансовых активах — российские резиденты не вправе принимать криптовалюту в качестве встречного предоставления за товары, работы или услуги. Ответственность за нарушение запрета пока не установлена, но о правильном документировании деятельности майнерам стоит подумать уже сейчас.